Новости международного бизнеса доставка контента на 5 языках

Меценаты России! Сайт Меценатов



Меценаты. Сайт меценатов


Важной чертой делового мира в России XIX века была идея служения своим богатством делу милосердия и просвещения. Этому явлению дали название «меценатство». Меценатство – покровительство богатых людей развитию науки и искусству, появившееся в России XVIII веке. Меценат является не только покровителем, но и человеком, очень хорошо разбирающимся в различных жанрах искусства и умеющим уловить новые направления их развития.


Если Вы обладаете интересным событием, проектом, социальной или бизнес направленности, и вашему проекту требуется спонсор — смело обращайтесь в Международное издание NIE Journal.


Здесь талант находит поддержку

«Меценат» — это сообщество людей искусства. Платформа для Авторов, которые Творят, и Покровителей, которые дают талантам возможность раскрыться. Мы постараемся Вам помочь.

Поиск спонсоров, поддержка мероприятий Артём Сёмка WhatApp +79258628965


NIE Journal поддерживает социально полезные мероприятия и проекты:
Мы готовы выступить спонсорами на региональных мероприятиях, вручить подарки, оказать поддержку.
Мы приглашаем крупные компании и корпорации, помогаем им реализовать программы социальной ответственности.
Мы открыты к сотрудничеству.

Кто такой меценат? Знаменитые меценаты России

Кто такой Гай Цильний Меценат? 


Почему ему именем стали называть покровителей искусств? Кем были знаменитые русские меценаты - предприниматели Савва Морозов, братья Третьяковы, Савва Мамонтов.

Меценат - это человек, который добровольно жертвует средства на развитие искусства, науки и культуры. Слово образовано от имени римлянина Гая Цильния Мецената - покровителя поэтов, жившего в I веке до нашей эры. Со временем меценатами стали называть всех богатых филантропов.
Самый первый Меценат

Гай Цильний Меценат (около 70 до н.э - 8 до н.э.) был доверенным лицом и другом первого римского императора Октавиана Августа. Будучи соратником Октавиана во время борьбы за власть, после его возвышения Меценат стал вторым человеком в Риме.


Он отличался жизнелюбием и добротой: согласно рассказам, неоднократно удерживал императора от жестокостей по отношению к противникам.

Меценат был поклонником прекрасного. У себя во дворце на Эсквилинском холме он собрал обширную коллекцию предметов искусства. Меценат покровительствовал римским поэтам «золотого века» - Горацию и Вергилию. Гораций посвятил Меценату свои «Эподы», «Сатиры», «Оды» и «Послания», Вергилий - «Георгики».

Умирая, Меценат взял с Августа обещание заботиться о своем друге-поэте: «О Горации Флакке помни, как обо мне!»


В приемной у Мецената. Картина Степана БакаловичаИмя Мецената стало нарицательным еще в Древнем Риме. Через сто лет после его смерти поэт Марциал говорил об упадке латинской литературы: «Будь Меценаты у нас - и Вергилии сразу нашлись бы!»

Меценат Альфред Нобель. Откуда взялась Нобелевская премия


Один из самых известных в истории меценатов - Альфред Нобель (1833-1896). Шведский химик, изобретатель динамита и пластида, он стал крупнейшим европейским промышленником XIX века.

Но «динамитный король» не хотел остаться в памяти потомков исключительно как создатель мощной взрывчатки. Поэтому он завещал на проценты от своего состояния ежегодно вручать Нобелевские премии - по физике, химии, физиологии и медицине, литературе, а также премию за развитие мирных инициатив.

Первая Нобелевская премия была вручена 10 декабря 1901 года - в пятую годовщину со дня кончины Альфреда Нобеля.


Знаменитые русские меценаты


Развитие меценатства в России началось с XVIII века, а во второй половине XIX века наступила его золотая эпоха. Знаменитые меценаты императорской России - это в первую очередь предприниматели. Купцы и промышленники жертвовали миллионы на развитие культуры и искусства.

Например, московский генерал-губернатор Сергей Строганов (1794-1882) создал в столице бесплатную художественную школу для талантливых детей (ныне - Строгановское училище) и собрал богатую коллекцию живописи. Долгие годы он финансировал археологические исследования.



Самое крупное в истории России пожертвование сделал купец Гаврила Солодовников (1826-1901). «Вот умру - Москва узнает, кто такой был Гаврила Гаврилович Солодовников! Вся империя обо мне заговорит», - обещал он театральному актеру Михаилу Лентовскому. И сдержал слово.


Из своего 22-миллионного состояния Солодовников завещал 20 миллионов на общественные нужды: строительство женских училищ в губерниях, создание профессиональных школ, приютов для бездомных детей и многоквартиных домов для бедняков. «Большинство этой бедноты составляет рабочий класс, живущий честным трудом и имеющий неотъемлемое право на ограждение от несправедливости судьбы», - объяснил в завещании миллионер.



Братья Третьяковы - Павел Михайлович (1832-1898) и Сергей Михайлович (1834-1892) - всю жизнь собирали картины: Павел предпочитал русскую живопись, а Сергей - иностранную. Еще в молодости Павел решил завещать состояние на картинную галерею. Его собрание после смерти было передано в дар городу Москве и легло в основу собрания Третьяковской галереи.


Галерея затмила другие благие дела братьев Третьяковых - например, они помогали вдовам и сиротам живописцев, финансировали художественнеы школы, содержали училище для глухонемых, спонсировали консерваторию.



Савва Иванович Мамонтов (1841-1918) - русский «железнодорожный король» - учредил первую в стране частную оперу, где сам был и режиссером, и дирижером, и декоратором. Савва Мамонтов покровительствовал оперному певцу Федору Шаляпину, художнику Михаилу Врубелю и другим деятелям искусства, собрав вокруг себя кружок выдающихся творцов.

Художник Валентин Серов, друживший с Мамонтовым, на знаменитой картине «Девочка с персиками» изобразил дочь Саввы - Веру.


Отличительные признаки мецената


Меценатство отличается от других видов помощи (например, спонсорства) следующими признаками:
безвозмездная поддержка культурного развития (поиск и продвижение талантливых личностей, содействие в реализации их потенциала);
финансирование культурных программ и мероприятий (концертов, выставок, сборов);
содействие научно-техническому прогрессу (предоставление грантов на исследования и стипендий для обучения новых специалистов, основание специальных фондов, учреждение наград за научные открытия).

Как было отмечено выше, меценатство не является адресной благотворительностью. И если меценат предоставляет грант или стипендию конкретному человеку, он расценивает это не как личную помощь, а как вклад в искусство или науку.

Большинство людей, занимающихся меценатской деятельностью, являются искренними альтруистами. Но есть и такие, кто преследует определенные корыстные мотивы. Имена заметных меценатов сохраняются в истории наряду с выдающимися художниками и писателями. Поэтому вполне логично, что некоторые богатые люди, мечтающие увековечить своё имя, воспринимают меценатство как «лазейку» для этого.

Богатство во имя  дела милосердия и просвещения


Важной чертой делового мира в России XIX века была идея служения своим богатством делу милосердия и просвещения. Этому явлению дали название «меценатство». Меценатство – покровительство богатых людей развитию науки и искусству, появившееся в России XVIII веке. Меценат является не только покровителем, но и человеком, очень хорошо разбирающимся в различных жанрах искусства и умеющим уловить новые направления их развития.
В «Советском энциклопедическом словаре» дается информация о приближенном
императора Августа, римском вельможе Гае Цильние Меценате, выполнявшем при императоре дипломатические, политические, а также частные поручения(I век до н. э.). Его покровительство талантливым поэтам сделало имя Меценат нарицательным.
Меценатами стали называть людей, добровольно жертвующих деньги и даже целое состояние на построение всевозможных общественных сооружений (театров, больниц, храмов, учебных заведений), помогающих людям искусства: писателям, художникам, поэтам, актерам и музыкантам. Как писал К. С. Станиславский: «Для того чтобы процветало искусство, нужны не только художники, но и меценаты».
Вообще отношение предпринимателя к своему делу в России было не совсем таким, как на Западе. Российские деловые люди смотрели на свою деятельность не столько как на источник наживы, но и как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою. Считалось, что богатство дается в пользование, а не в накопление, поэтому в купеческой среде необычайно были развиты благотворительность и коллекционерство, на что смотрели как на выполнение какого-то свыше назначенного дела. Многие предприниматели имели репутацию честных коммерсантов. Для большинства купеческих семей меценатство частенько становилось обязательным.

Именно усилиями этих людей в России создавались театры и музеи, обширные собрания высокохудожественных памятников искусства, центры духовной жизни. Причем основной массе российских меценатов не нужна была реклама, например, С. Морозов обещал всестороннюю помощь основателям Московского Художественного театра при одном условии: о нем не должны упоминать в газетах. Некоторые меценаты отказывались от дворянства, например, А.Бахрушин, собиратель произведений искусства, библиофил, завещавший свои коллекции Историческому музею.

Развитие меценатства в России началось с XVIII, а во второй половине XIX века наступил его расцвет. В загородных дворянских усадьбах, в городских дворцах собирались замечательные коллекции памятников российского и западноевропейского искусства, обширные библиотеки. Некоторые из которых были подарены затем государству.
Каждый город имел своего покровителя-мецената, но особо славились московские меценаты.

Имя Саввы Мамонтова известно всей России. Его отец Иван, купец из известного старинного рода, переселился из Сибири в Москву в 40-х годах XVIII века и через десять лет стал почетным гражданином второй столицы. Его усилиями была построена одна из первых российских железных дорог – Троицкая, которая соединила Москву и Сергиев Посад. Савва Мамонтов был четвертым сыном Ивана. После смерти отца он стал возглавлять железнодорожную компанию.
Как писал о нем К. С. Станиславский в своей книге «Моя жизнь в искусстве»: «Это он, Мамонтов, провел железную дорогу на Север, в Архангельск и Мурман, для выхода к океану, и на юг, к Донецким угольным копям, для соединения их с угольным центром, хотя в то время, когда он начинал это важное дело, над ним смеялись и называли его аферистом и авантюристом». Донецкая железная дорога была построена в 1882 году, Вологодско-Архангельская – в 1897 году. Савва Мамонтов состоял председателем правления Общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги.

Но все же, больше мы знаем о нем, как о деятеле культуры. Он часто вспоминал, как в юности участвовала в постановке пьесы островского «Гроза», играл роль Кудряша, а сам драматург в этой же постановке исполнял роль Дикого. На досуге Савва Иванович любил сочинять оперы, затем их ставили на домашней сцене в имении Абрамцево, которое быстро сделалось одним из центров творческой жизни России. Сюда гостеприимный хозяин приглашал своих друзей из мира искусства, в основном художников и музыкантов, по одному и семьями, предоставлял им жилье во флигелях, вместе с ними выходил на этюды, на природу. К нему приезжали Поленов, Крамской, Васнецов, Серов, Врубель, Чайковский, Мусоргский. Мамонтов не только оказывал им гостеприимство, но и поддерживал материально, заказывал дорогие работы.

Также им была учреждена Частная русская опера, благодаря которой был открыт гениальный Ф. Шаляпин. Важно, что благодаря Мамонтову появилось понятие театральный художник, который с его подачи становится полноправным членом труппы. Для постановки «Снегурочки» Римского-Корсакова В. Васнецов нарисовал знаменитую серию набросков костюмов и декораций. На спектаклях мамонтовской оперы впервые выявилось выдающееся дарование К. Коровина как декоратора.

Еще один представитель одной из знаменитейших фамилий в истории предпринимательства – Савва Морозов (младший). Его отец Савва Морозов (старший) был крепостным у Рюминых, но своим трудолюбием, невероятной трудоспособностью и упорством за огромные деньги выкупил от дворян Рюминых «вольную» и добился зачисления в купцы I гильдии. Еще через 20 лет он и его семья стали почетными гражданами и получили свой дом в Москве. Крупней фирмой Морозовых стала Никольская мануфактура. Савва Морозов (младший) закончил химическое отделение Московского Императорского Университета, затем изучал химию в Кембридже и в то же время знакомился, как организовано текстильное дело на английских фабриках. В 1886 году он стал директором Товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и Ко». На Руси ходили легенды о невиданном богатстве Морозовых, но сам Савва Тимофеевич (мл.) был непритязателен и скромен в быту, хотя в его новом особняке на Спиридоньевке устраивались шикарные приемы и балы. Там можно было увидеть Шаляпина, Боткина, Мамонтова, Чехова, Книппер-Чехову, Горького, Станиславского и многих известных лиц того времени.

Савва Морозов много занимался благотворительностью, жертвовал деньги на строительство больниц, приютов, культурных заведений, был почётным членом Общества пособия нуждающимся студентам Московского университета. С. Морозов оказал колоссальную помощь МХТ. В 1898 году вошёл в состав Товарищества для учреждения в Москве Общедоступного театра, постоянно вносил денежные средства на строительство и развитие Художественного театра, некоторое время заведовал его финансовой частью, также был инициатором и председателем правления паевого товарищества по эксплуатации театра и строительства нового театрального здания в Камергерском переулке. Как сказал ему самому К. Станиславский: «…внесенный Вами труд мне представляется подвигом, а изящное здание, выросшее на развалинах притона, кажется сбывшимся наяву сном… Я радуюсь, что русский театр нашел своего Морозова подобно тому, как художество дождалось своего Третьякова…»

Нельзя не упомянуть имя Павла Михайловича Третьякова, известного мецената, предпринимателя, собирателя произведений русского изобразительного искусства, основателя Третьяковской галереи.
Павел Третьяков родился в Москве в семье торговца льняным полотном. Через два года у него родился брат Сергей. Братья с детства были приучены к работе и выполняли поручения в лавке отца наравне с другими работниками. Оба получили хорошее домашнее образование. В 1850 году после смерти отца Павел и Сергей стали наследниками его льняного производства, открыли в Москве магазин полотняных, бумажных и шерстяных товаров, а затем по завещанию отца основали прядильную фабрику в Костроме, ставшую вскоре крупнейшей в Европе.

В 1950-х годах П. Третьяков начинает собирать коллекцию русского искусства. Первые приобретенные им работы: «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова. После им были приобретены картины А. К. Саврасова, И. П. Трутнева, Л. Ф. Лагорио, Ф. А. Бруни и других мастеров. Практически сразу он решил передать свое собрание городу, о чем говорилось в его завещании, составленном в 1860 году. Очень высоко Павел ценил творчество художника В. Перова, всячески поддерживал его, заказывал ему портреты, также он помогал и другим художникам, например, К. Флавицкому, Ф. Бронникову.
Для собранной коллекции в 1874 году Павел построил специальное здание – галерею, открывшуюся для всеобщего обозрения в 1881 году. На следующий год Павел Третьяков передал всю свою коллекцию вместе со зданием галереи в собственность Московской городской думы. Год спустя это заведение получило название «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».

Павел вместе с братом был попечителем Арнольдовского училища глухонемых детей. Он приобрел большой каменный дом с садом для ста пятидесяти воспитанников, мальчиков и девочек, и все материальное обеспечение взял на себя, но это было известно немногим. Еще он делал пожертвования семьям погибших солдат во время Крымской и русско-турецких войн.
В мире всегда есть и будут меценаты разного калибра, масштаба, уровня, коллекционеры. Но в истории и памяти людей остались немногие: С. Морозов, С. Мамонтов, Павел и Сергей Третьяковы, В. Тредиаковский, М. Беляев, И. Остроухов, С. Рябушинский, А. Бахрушин. Настоящих меценатов всегда было немного.

Клуб меценатов  ВКонтакте

Меценатам! Важной чертой делового мира в России XIX века была идея служения своим богатством делу милосердия и просвещения. Этому явлению дали название «меценатство». Меценатство – покровительство богатых людей развитию науки и искусству, появившееся в России XVIII веке. Меценат является не только покровителем, но и человеком, очень хорошо разбирающимся в различных жанрах искусства и умеющим уловить новые направления их развития.


Комментарии

The Times of India Business Videos

World Business News India

NIE Journal - Ваш Информационный международный партнер -

NIE Journal - официальная регистрация, Свидетельство Роскомнадзора Эл №ФС77-56670 от 26.12.13
NIE Journal - лидер по информационной поддержке деловых мероприятий,в России и за рубежом
NIE Journal оказывает услуги информационной поддержки, сопровождению событий, проектов, продуктов, компаний, первых лиц. Для запуска проекта направьте на фирменном бланке запрос на имя главного редактора.

Анонсы. Правительство РФ

Поддержка бизнеса

Календарь мероприятий