Возникшая в конце 2019 года новая коронавирусная инфекция сильно изменила 2020 год. За первые три месяца ее признали пандемией — заболеванием, принявшим мировой масштаб.
Срез потребительских настроений
Основные тезисы по данным опроса россиян в апреле 2020 года:
- По 90% категорий продуктов и услуг наблюдается снижение потребительского спроса 1 это больше, чем на других развивающихся рынках. Все пять категорий, в которых ожидается повышение расходов, связаны либо с опасениями по поводу здоровья, либо с введением режима самоизоляции: это коммунальные услуги, домашний Wi-Fi, мобильные услуги, безрецептурные лекарства, свежие продукты.
- Доля российских потребителей, планирующих сокращение расходов, ближе к показателям развитых (таких как США или Италия), чем к показателям развивающихся стран (таких как Китай или Индия).
- Все возрастные группы планируют сокращение расходов, причем «миллениалы» в большей степени, чем «поколение Z» и «бэби бумеры». Тем не менее, представители «поколения Z» планируют увеличить расходы на домашние развлечения, а «миллениалы» собираются воспользоваться преимуществами образовательных сервисов.
- Потребители планируют меньше тратить во всех каналах продаж, как офлайн так и онлайн, причем боязнь заражения в наибольшей степени отразится на торговых центрах и стрит-ритейле, а в наименьшей на магазинах шаговой доступности. Несмотря на то что, как считается, онлайн-каналы снижают риск заражения, потребители в России в целом планируют меньше тратить и здесь по причине финансовой нестабильности.