Новости международного бизнеса доставка контента на 5 языках

Как стать журналистом, когда тебе почти 40

Меняем профессию грамотно

В 14 лет я поступила в полиграфический колледж, в 18 начала работать в типографии. Дальше были университет печати, еще одно производство, еще и еще. К 35 годам, посвятив полиграфии 20 лет, я поняла, что устала — и от грохота печатных машин, и от запаха краски, и от блеска бумаг, и вообще... от профессии. Сегодня мне 38, и я — журналист. И другой — счастливый — человек. Ниже — мои советы тем, кто хочет сменить специальность, когда на горизонте сорок лет, но боится или сомневается.

 

ПОЙМИТЕ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ ВАМ ЭТО НУЖНО

Со стороны профессия журналиста может казаться романтической и легкой — сиди себе за ноутбуком с чашечкой эспрессо, сочиняй в удовольствие, а в перерывах бегай за зарплатой. Чтобы понять, так ли это на самом деле (но пока без гонораров), просто начните — например, заведите страничку в социальной сети и посмотрите, как много и как часто вы хотите и можете писать. Многие отказываются от идеи стать журналистом уже на этой стадии, понимая: создавать тексты не только по вдохновению, но и потому, что надо, им на самом деле не нравится. Моя любовь к «писательству», возникнув еще в детстве, утвердилась и закрепилась тогда, когда я начала вести блог на «Фейсбуке».

 

ОПРЕДЕЛИТЕСЬ С НАПРАВЛЕНИЕМ

«Мечтаю писать, но не знаю что», — эта фраза от взрослых людей, пришедших получать новую специальность на журфак МГУ, звучит чаще, чем желательно. В каком формате вы хотите творить, крайне важно понять «на берегу» — возможно, то, что нравится вам больше всего, не имеет отношения к журналистике. Чтобы не тратить время на освоение «не своего», попробуйте себя в разных жанрах. Например, если вас потянет на создание фантастических новелл, обратите взор на литературное творчество; если вашей «фишкой» окажутся продающие тексты, подумайте о работе в рекламе. Я писала и рассказы, и стихи, и слоганы, и статьи — и сделала вывод, что мне больше всего подходит последнее.

 

НАЙДИТЕ СВОЮ ТЕМУ

 Когда поймете, что журналистика — это то, что вам действительно нужно, ответьте на вопрос: о чем мне нравится рассказывать особенно? Ваша страсть — кулинария? Начните делиться необычными рецептами и способами приготовления любимых блюд. Обожаете котов? Говорите о них или от них — сегодня популярны подобные блоги.

ЧИТАТЬ ПРОФЛИТЕРАТУРУ ВАЖНО, НО ЕЩЕ ВАЖНЕЕ — ПРИМЕНЯТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ НА ПРАКТИКЕ

Не обязательно ставить перед собой задачу в одночасье покорить интернет и собрать миллионы подписчиков. Для начала важно просто писать о том, что интересно, что доставляет удовольствие, а значит, делать это активно, тем самым развиваясь в новом направлении. Я обожаю путешествовать, поэтому выбрала для блога такую тематику.

 

НАБИВАЙТЕ РУКУ

Сложение из слов связных, понятных и красивых текстов — это навык, и он должен отрабатываться. Правило 10 000 часов, о котором говорят эксперты по карьере и саморазвитию, работает и для журналистики. Читать профлитературу важно, но еще важнее — применять полученные знания на практике. Упражняйтесь постоянно — пишите те же посты для блога каждый раз, когда появляется свободное время (например, вместо просмотра сериала перед сном). Возможно, вы талантливы и хватки, но создавать материал с определенными параметрами — такими, как жанр, стиль и т. д. — вам все равно придется учиться. Тренироваться слагать тексты нужного объема можно в соцсетях, где есть ограничение по числу знаков для публикаций. Я поставила себе задачу писать не больше и не меньше: сокращала, дописывала, переделывала — и очень быстро заметила, как рука начала «набиваться».

 

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПРОШЛЫЙ ОПЫТ

Главная ошибка тех, кто устал от своей специальности и хочет сменить ее как можно быстрее, — уволиться в один день, забыть, что было вчера, и метаться по «работным» сайтам в поисках вакансии мечты. Попробуйте развиться в новой профессии, используя опыт предыдущей. Обратитесь с инициативой к руководству, предложите себя в новом качестве. Если вы сотрудник банка, начните создавать понятные инструкции для новичков или делать экспертные материалы для клиентов. Вы специалист, каких не найти среди тех, кого научили только писать, и это ваше преимущество! Годы моей работы в полиграфии вылились в полезную статью для читателей ЖУРНАЛИСТА об экономии при печати журнала.

 

ВНИКНИТЕ В «КУХНЮ» ОТРАСЛИ

 Часто говорят: не попробуешь — не узнаешь. Но «попробовать», когда тебе два раза по двадцать, и разочароваться — значит, разочароваться вдвойне. Поэтому, прежде чем бросаться в омут, узнайте о проблемах отрасли — о конкуренции, о возможности зарабатывать. Например, у пишущих людей есть шутка: «Богатый копирайтер — это оксюморон». И это правда — доходы журналистов невелики. Начните читать специздания по теме, чтобы разобраться в особенностях новой работы и понять, какую нишу хотите занять: быть корреспондентом в газете, делать репортажи на заказ или, может... остаться блогером. Выбрав журналистику путешествий, я стала искать тех, кто занимается этим направлением, изучать их публикации и поняла, что мои будущие «доходы» — это не деньги, а пресс-туры.

 

ПОЛУЧИТЕ «БЫСТРОЕ» ОБРАЗОВАНИЕ

Отправляться за высшим образованием, даже за «сокращенным» вторым, когда тебе под сорок, уже проблематично: у многих есть семьи, дети, работа, и времени на что-то еще остается крайне мало. Но сегодня существуют краткосрочные программы для журналистов, которые длятся от нескольких дней до нескольких месяцев. Их главные преимущества перед самообразованием: возможность отработать навыки под контролем специалистов, получить систематизированные знания и завести полезные знакомства (в том числе с потенциальным работодателем).

УЧИТЕСЬ ТОМУ, ЧТО ПОНАДОБИТСЯ В НОВОЙ ПРОФЕССИИ, НЕ ДОЖИДАЯСЬ, ПОКА ПОПРОСИТ РАБОТОДАТЕЛЬ ИЛИ «ЗАДАВИТ» КОНКУРЕНЦИЯ

Я окончила курсы по трэвел-журналистике (месяц) и вечернюю программу профессиональной переподготовки на журфаке МГУ по специальности «Копирайтинг» (год). Благодаря МГУ я попала в ЖУРНАЛИСТ.

 

НАУЧИТЕСЬ ПРЕДЛАГАТЬ СЕБЯ

Серьезная преграда на пути к новой цели — комплекс «сорокалетнего начинающего». Но его придется отбросить и приступить к активным действиям — так же, как двадцатилетние. Важное правило: рассылайте предложения в конкретные издания на конкретные позиции и делайте это грамотно. Если ваша цель — газета «Ведомости», нет смысла описывать в резюме 20 лет работы ассенизатором. Если знания в конкретной области важны для издания, расскажите о них обязательно. Не стесняйтесь указывать ссылку на личный блог, ведь вы уже наверняка создали достойные тексты. Во время учебы проявляйте себя на занятиях: многие преподаватели являются практикующими журналистами и, заметив ваше рвение, могут предложить вакансию. Ходите на тематические семинары, контактируйте с людьми из профессии, дружите с ними в соцсетях. С одним из своих работодателей — главным редактором журнала — я познакомилась, написав ему письмо на «Фейсбуке».

 

«ПОДТЯНИТЕ» И «АКТИВИЗИРУЙТЕ» ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ

 Часто в работе журналиста требуются умения, напрямую не связанные с созданием текста. Учитесь тому, что понадобится в новой профессии, не дожидаясь, пока попросит работодатель или «задавит» конкуренция. Например, ваши шансы попасть в журнал об автомобилях станут выше, если вы начнете разбираться в «железках». Покопайтесь в списке навыков, которыми вы уже овладели за годы карьеры, — возможно, там отыщется то, что сможет стать вашим преимуществом (наверняка у вас этого больше, чем у молодого журфаковца). Работая с клиентами в типографии, я часто ходила на тренинги по продажам и коммуникации. Теперь знания, полученные на них, помогают мне в общении с людьми, у которых я беру интервью.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА «МЕЛОЧИ»

То, что на первый взгляд кажется ерундой, может пригодиться в новой профессии. Сертификаты об обучении в «смежной» области (например, корректора или фотографа), благодарности (за полезные посты в тех же соцсетях) и т. п. — все будет работать на вас. Не пренебрегайте «скучными» предложениями: позвали выступить по теме, о которой вы пишете, в районной библиотеке — соглашайтесь. Это позволит вам глубже погрузиться в материал и повысить статус эксперта. Обо всем упоминайте в резюме, говорите потенциальному работодателю. Интервью о путешествии в Карелию, которое я дала на радио, привело ко мне клиента, заказавшего статью, а благодаря опыту смены профессии после 35 родилась эта инструкция.

Помните: никогда не поздно стать журналистом. Главное — начать с умом. А его к нашим годам уже достаточно.


Елена Манина

The Times of India Business Videos

World Business News India

NIE Journal - Ваш Информационный международный партнер -

NIE Journal - официальная регистрация, Свидетельство Роскомнадзора Эл №ФС77-56670 от 26.12.13
NIE Journal - лидер по информационной поддержке деловых мероприятий,в России и за рубежом
NIE Journal оказывает услуги информационной поддержки, сопровождению событий, проектов, продуктов, компаний, первых лиц. Для запуска проекта направьте на фирменном бланке запрос на имя главного редактора.

Анонсы. Правительство РФ

Поддержка бизнеса

Календарь мероприятий