Технологии: Информационная поддержка бизнеса
В условиях рыночных отношений растущий спрос на информацию и информационные услуги привел к тому, что современная технология обработки информации нацелена на применение широкого спектра технических средств, прежде всего электронных вычислительных машин и средств коммуникации На их базе создаются вычислительные системы и сети различных конфигураций с целью не только накопления, хранения, переработки информации, но и максимального приближения терминальных устройств к рабочему месту специалиста или руководителя, принимающего решения.
Развитие рыночных отношений привело к появлению новых видов предпринимательской деятельности и прежде всего к созданию фирм, занятых информационным бизнесом, разработкой информационных технологий, их совершенствованием, распространением компонентов автоматизированных информационных технологий управления (АИТУ), в частности программных продуктов, автоматизирующих информационные и вычислительные процессы. К их числу относят также вычислительную технику, средства коммуникации, офисное оборудование и специфические виды услуг – информационное, техническое и консультационное обслуживание, обучение и т. п.
В современных условиях требования к образованию и обучению работников возрастают. К примеру, внедрение компьютеров предполагает обучение кадров, и каждое новое поколение компьютеров требует расширения обучения. Все составляющие техники научного менеджмента базируются на повышении образовательного уровня, и новые организационные проекты требуют большего организационного развития. Повышение требований к уровню обучения и образования является неизбежным результатом ʼʼвзрываʼʼ знаний и развития высоких технологий. Рост производительности в условиях формирования информационного общества требует менеджеров, которые владеют технологией научного менеджмента.
Эффективный способ разработать план для достижения конкурентного преимущества - ϶ᴛᴏ понять угрозы и возможности во внешней среде предприятия. Угрозы и возможности могут существовать во многих переменных внешней среды, которые включают культурные, технологические, политико-правовые, экономические, демографические и тому подобные факторы (окружение предприятия). Фирма ищет совмещения ее сильных сторон и возможностей в окружении, при этом избегая угроз со стороны внешней среды и демонстрации своих слабостей.
Окружение предприятия включает:
· инвесторов, кредиторов, банкиров (источники капитала);
· поставщиков (источники исходного сырья и компонентов);
· дистрибьюторов или заказчиков (обеспечивающих заказы фирмы);
· наемных рабочих (предоставляющих людские ресурсы);
· конкурентов (борющихся за заказы фирмы);
· правовую систему, правительство, заинтересованные группы (устанавливающие параметры приемлемых действий).
Все эти переменные внешней среды устанавливают ограничения, в рамках которых работают предприятия. По этой причине фирмы выстраивают ʼʼразведывательнуюʼʼ сеть, которая поставляет информацию, необходимую для адекватного восприятия внешней среды. К примеру, крупные японские корпорации занимаются сбором научно-технической информации по всему миру. Работая с персоналом фирмы, руководители высшего уровня управления подчеркивают, что, только располагая крайне важно й информацией о действиях конкурентов, можно захватить инициативу в областях деятельности, в которых занята фирма. Принятие правильных решений в области научно-исследовательских работ становится невозможным без полной информации о деятельности не только конкурентов, но и новых фирм на рынке, а также о способности поставщиков и потребителей отстаивать свои интересы.
Правильное определение бизнеса фирмы обычно требует принятия во внимание трех факторов:
1) потребностей покупателей (что нужно производить?);
2) специфических групп покупателей (для кого нужно производить?);
3) технологического или функционального исполнения (как, каким образом удовлетворяются потребности покупателей?).
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, бизнес компании определяется тем, какие потребности крайне важно удовлетворить и для какой именно целевой группы потребителей, а также технологиями, которые будут использоваться, и функциями, которые будут осуществляться при работе на целевом рынке.
Бизнес - ϶ᴛᴏ деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по извлечению природных ресурсов, производству или приобретению и продаже товаров или оказанию услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций.
В развитии бизнеса в настоящее время большую роль играет его информатизация. В конкурентной борьбе решающее значение приобретают вопросы насыщения производства потоками информации и управление этими потоками. Чтобы руководитель имел возможность более эффективно использовать информацию, он должен получать ее в меньшем объёме, более концентрированной и соответствующей тем задачам, которые решаются на данном уровне управления. Обычно только незначительная часть факторов имеет существенное значение при принятии решений. По этой причине основную массу данных, которые возникают при функционировании объектов, следует тщательно ʼʼфильтроватьʼʼ и только необходимые данные передавать в подсистемы управления для принятия соответствующих управляющих воздействий. Прошедшую ʼʼфильтрʼʼ информацию следует агрегировать, т. е. исключить второстепенное, обобщить и укрупнить.
Высшие органы управления в большей степени решают стратегические задачи, связанные с перспективным планированием, перераспределением значительных ресурсов, но не могут решать тактические задачи в таком объёме, как это делается на низших уровнях. Эта особенность систем управления не всегда отражается в информационных системах. Потоки информации, идущие от низших уровней управления к высшим, представляют из себяпрактически одни и те же сведения, которые лишь суммируются, обобщаются по мере продвижения к верхним уровням управления. При передаче информации от подсистем управления низшего уровня к подсистемам более высокого уровня должно происходить сжатие информации. Это относится к процессам передачи осведомительной информации (обратная связь управления). При движении же распорядительной информации ʼʼвнизʼʼ (прямая связь управления) узлы информационной системы выступают как генераторы дополнительной информации, причем в отдельных случаях объём дополнительной информации должна быть очень большим.
Информационное пространство бизнеса включает:
· биржевую и финансовую информацию;
· экономическую и статистическую информацию;
· коммерческую информацию;
· юридическую информацию;
· политическую информацию.