Новости международного бизнеса доставка контента на 5 языках

ВЗЫСКАНИЕ ПРОСРОЧЕННОЙ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ: АЙСБЕРГИ, КОТОРЫЕ ТОПЯТ КОРАБЛИ

ФОТО Поряднев КА
КИРИЛЛ ПОРЯДНЕВ
Директор управления проектными группами Международной экспертной сети «СОЮЗКОНСАЛТ»
Руководитель юридической компании «РЕЗУЛЬТАТ +»
Юридическая практика – 23 года
Автор методических разработок управления юридическими группами
____________________________________________________________________
ВЗЫСКАНИЕ ПРОСРОЧЕННОЙ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ: АЙСБЕРГИ, КОТОРЫЕ ТОПЯТ КОРАБЛИ

Уже длительное время продвигая на рынке различные юридические услуги, я не могу понять психологию очень большого числа компаний. Или их руководителей. Я понимаю, что это сложный вопрос. Но не понимаю, почему в отношении просроченной дебиторской задолженности не существует четкого механизма принятия решения и порядка действий.
Почему, когда все плохо, коммерческая структура превращается в театр с постановкой пьесы «БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ? ВЗЫСКИВАТЬ ИЛИ НЕТ? Вот в чем вопрос…»
Мне достаточно часто приходится общаться по этому вопросу с представителями компаний. Максимальный состав таких встреч: Генеральный директор, юридическая служба, группа продаж, внутренний аудит, финансовый директор, служба безопасности…
Казалось бы – вот она, элита структуры. Но требуется кто – то, кто получит результат.
В этой статье я не буду касаться вопросов внутренней координации и взаимодействия внутри структуры. Я писал об этом в другом цикле статей.
Коснемся вопроса причин возникновения данной задолженности и возможных действий.
ПОЧЕМУ ЖЕ ОНА ВОЗНИКАЕТ?
А возникает просроченная дебиторская задолженность в связи с тем, что основным направлением деятельности компании является продажа ее продукта/товара. И конкурируя на рынке, компания старается предоставить своим клиентам более конкурентные предложения, предусматривающие отсрочку оплаты товара.
Все идет более – менее нормально при стабильном рынке. Но как только рынок начинает шататься, вопрос дебиторской задолженности становится остро.
Ваш день «Д» наступает в тот момент, когда средства за поставленный товар или услуги не поступили в установленные сроки. И даже в этот момент вы уже начали опаздывать.
Вспомните формулировку вашего договора: «В течение 30 дней оплатить…». В течение, а не в последний день. Отсрочка оплаты – это в принципе товарный кредит. Но вы же не банк, вы не кредитованием занимаетесь. Но сегодня все знают, как банки поступают с заемщиками.
«Но то банки!», скажете вы. «А чем вы отличаетесь?», спрошу я.
Одним: над вами не стоит грозный контролер с палкой, называемый «регулятор финансового рынка». Который может наказать за просроченную задолженность.
Вы в лучшем положении, вы сами можете принимать решения, быть гибче!
Когда надо было начинать работать с дебиторской задолженностью?
Тогда, когда она еще не возникла!
Все просто: при подписании договора.
«А вот дайте нам отсрочку!» - сказали наши любимые клиенты.
Как не дать таким прекрасным ребятам!
И я понимаю ваш отдел продаж. Они свою работу сделали. Я не понимаю другие отделы. Потому что они свою работу не сделали.
Юридический отдел и отдел продаж должны быть друзьями не разлей вода. Потому что при заключении договора у отдела продаж должны быть варианты на все случаи жизни. И, соответственно, на условия предоставления отсрочки.
И тогда замечательным нашим клиентам наш замечательный отдел продаж мог бы ответить: «КОНЕЧНО! ДАВАЙТЕ ОБСУДИМ ВАРИАНТЫ! ВЫБИРАЙТЕ».
Про варианты - тема отдельной статьи, она будет. Но приведу простой пример: давно – давно, когда я возглавлял юротдел банка, мы столкнулись с этим вопросом. И мы его решили. Выдача кредитов проводилась под залог. Просто под залог. Но он оценивался по рейтинговой таблице. А таблица оценивала бизнес заемщика. Набрала структура 90 баллов – залог оценивается в 80% стоимости. Набрала 30 баллов – в 10% стоимости.
Эта простая схема дала простой результат, который мне вспоминать приятно: за 5 лет моей работы не было ни одного не возвращенного кредита. В других банках – до 50% невозврата в этот период. Да, это было одним из элементов системы. Но очень важным. И за кредитами к нам очередь стояла.
Существующая сегодня проверка контрагента – это детский лепет. Пакет бумаги, который формально предполагает обеспечение надежности в виде устава, баланса, выписки. Это не работа, скажу я вам. Это ее имитация.
Необходимо уметь общаться с клиентом и получать от него информацию. Если отсрочка, то почему. Каковы дела организации, с чем это связано. Может быть предусмотреть иные варианты… Потому что если к данной ситуации подключены хорошие ребята из финансового отдела, рассчитавшие вам потери от просроченной дебиторской задолженности, то клиенту на выбор можно предоставить скидку. Пусть решает: дешевле или дороже. Что бы вы выбрали? А если выбирают дороже, то возникает вопрос: «А есть ли у вас деньги?»
Но не сделали мы этого. Подписали договор, дали отсрочку. Но в течение отсрочки как оценивалось состояние клиента? Кто звонил ему и беседовал, собирал информацию? Кто ее анализировал?
И вот настал тот день: «Оплаты нет».
И снова первую скрипку играет отдел продаж «Давайте подождем, этот клиент у нас хороший, может он заплатит…»
А что необходимо было сделать?
Изменить статус клиента и начать мониторинг его состояния. Срок на все это – 2- 5 дней
Провести с клиентом переговоры с целью понять причины просрочки и отношение клиента. Переговоры – это тоже отдельная тема. Цель их – не просто общение. Цель – получение от клиента гарантий оплаты и согласование условий. Если это реально – то подписание отдельного соглашения.
Собрать всех, кто имеет отношение к этой ситуации. Принять решение о дальнейших действиях. Начать эти действия выполнять.
ПОТОМУ ЧТО ОБЫЧНО АЙСБЕРГ ПРИБЛИЖАЕТСЯ МЕДЛЕННО, СОПРОВОЖДАЕМЫЙ ФРАЗОЙ «ОНИ ОБЕЩАЛИ ЗАПЛАТИТЬ»
Почему все же айсберг?
Все просто: вы видите сумму задолженности на поверхности. Сколько стоит на самом деле вам этот долг?
Под поверхностью:
Стоимость затрат при продаже товара (время – зарплата – офис – транспорт-кредиты-%-...)
Стоимость затрат при попытках решить с клиентом вопрос оплаты…
И т.д., и т.д., и т.д. …
И чем этот айсберг больше, тем больше вероятность, что ваш бизнес столкновения с ним не выдержит.

Это первая статья из цикла. Анонс публикаций по этой теме:
Переговоры с дебитором при просрочке оплаты
Сбор информации о состоянии дебитора
Карта принятия решений: алгоритм поведения
Суд или не суд: эффективная претензионная работа
Прямое взыскания: этапы и результаты
Жесткое законное взыскание: возможно ли это?
Оценка затрат на взыскание дебиторской задолженности
Если же у вас есть горящие вопросы, то вы можете связаться со мной напрямую. Готов бесплатно разобрать с Вами ваш вопрос.
Телефон +7 909 155 06 73 
Ваш Кирилл Поряднев

Комментарии

The Times of India Business Videos

World Business News India

NIE Journal - Ваш Информационный международный партнер -

NIE Journal - официальная регистрация, Свидетельство Роскомнадзора Эл №ФС77-56670 от 26.12.13
NIE Journal - лидер по информационной поддержке деловых мероприятий,в России и за рубежом
NIE Journal оказывает услуги информационной поддержки, сопровождению событий, проектов, продуктов, компаний, первых лиц. Для запуска проекта направьте на фирменном бланке запрос на имя главного редактора.

Анонсы. Правительство РФ

Поддержка бизнеса

Календарь мероприятий