К основному контенту

Новости международного бизнеса доставка контента на 5 языках

Я владелец, то есть начальник. Ты – гендиректор, то есть дурак


Вместо того чтобы уверенно вести компании к процветанию, генеральные директора вынуждены потакать прихотям владельцев бизнеса

Я владелец, то есть начальник. Ты – гендиректор, то есть дурак
В книге «Управление жизненным циклом корпорации» Ицхак Адизес писал, что собственник хочет видеть в наемном генеральном директоре того, кто «поднимет в воздух его подводную лодку». Между тем руководить генеральным директором – отдельная специальность. И почти полное невладение ею местными собственниками сильно тормозит развитие российского бизнеса.

Предприниматель почти всегда яркая личность. Заурядный человек не может придумать и создать долговечный бизнес. Разумеется, в России 90-х появились и бизнесы, созданные случайными людьми – в то время всеобщего дефицита любой, у кого были на складе оргтехника, кожаные куртки или алкоголь, автоматически становился магнатом. Но до наших дней дожили в основном действительно самые креативные, целеустремленные, смекалистые.

Но в жизни почти каждого собственника наступает момент, когда он нанимает генерального директора. Это случается по разным причинам. Кто-то устал. Кто-то хочет заняться другими проектами. Единицы честно признаются, что их знаний уже недостаточно для дальнейшего развития компании. И в этот момент оказывается, что весь опыт управления бизнесом и сотрудниками, накопленный за годы становления, в деле управления генеральным директором оказывается бесполезен, и собственнику приходится учиться заново.

Проблема в том, что собственник воспринимает генерального директора как еще одного топ-менеджера, ставя его в один ряд с финансовым или коммерческим директором. Но это неправильно. Слово general в английском языке в первую очередь означает «общий», «всеобщий» и только потом – «главный». Генеральный директор отвечает абсолютно за все процессы и показатели компании, но не может в силу естественных причин быть экспертом во всех областях деятельности сразу – и в продажах, и в производстве, и в логистике, и в бухучете. 

Любой топ-менеджер в первую очередь должен быть организатором, а не специалистом, поскольку чем выше он взбирается по служебной лестнице, тем меньше делает своими руками. Но для генерального директора это справедливо вдвойне. Конечно, полезно, если генеральный директор в чем-то эксперт. Но куда полезнее, если он умеет нанимать правильных экспертов, говорить с ними на одном языке (то есть в том числе правильно ставить им задачи) и может сделать из них боеспособную бизнес-единицу. 

Генеральный директор никогда не будет разбираться в финансах лучше финансиста, в кадровых вопросах лучше кадровика, в коммерции лучше коммерческого директора. Более того, хороший «генерал» всегда нанимает на топовые позиции специалистов, которые куда профессиональнее его в своих областях. Его задача – разработать с их помощью стратегию, то есть проложить для них всех общий, единый курс, а потом при помощи систем постановки целей, задач и контроля добиться ее осуществления. Но осуществления их руками.

Собственники этого не понимают. Их раздражает, если директор не в курсе каких-то незначительных деталей. Им кажется, что директор должен держать под контролем все, чтобы уберечь компанию от ошибок и провалов, не понимая, что от ошибок и провалов компанию спасает не тотальный контроль, а правильная стратегия, эффективный документооборот и здоровая корпоративная культура. И будет куда правильнее, если директор потратит свое рабочее время на построение системы, а не на поиски бросившего окурок мимо урны. 

Кстати, это реальный пример. Владелец одной огромной розничной сети любил утром заехать в точку на окраине города, снять на телефон валяющийся у порога окурок, приехать в офис и спросить меня, есть ли у меня уже план по устранению этой проблемы. А в компании я к тому моменту работал всего полтора месяца. Успокаивался он, только увидев план по устранению окурков, однако при этом у компании не было ни стратегии, ни маркетинга, ни лояльных потребителей и сотрудников. 

Другие знакомые владельцы часами могли обсуждать необходимость покупки машинки для чистки снега, упрекая меня в недостаточно глубокой проработке вопроса. Или подолгу выяснять необходимость наличного платежа в размере 11 тысяч рублей (при том что безналичные платежи на миллионы долларов собственника почему-то не волновали).

Эффективный генеральный директор смотрит на компанию глазами акционера. Он тоже должен обладать helicopter view, видя не столько отдельные процессы и части (цеха, отделы, филиалы), сколько весь бизнес целиком. Причем не только бизнес как таковой, но и то, как он вписан в существующее окружение – в рынок, в государство, в конъюнктуру. Только это и обеспечивает возможность разработки им по-настоящему эффективной стратегии. Он должен быть не столько узким специалистом, сколько человеком с широким кругозором, со знаниями и интересами в различных областях, позволяющими ему улавливать изменения внешней среды, чувствовать тренды. То есть в каком-то смысле он должен быть таким же предпринимателем, как и сам создатель компании. В общем смысле слова хороший генеральный директор – это партнер для собственника.

При этом генеральный, в отличие от собственника, не может позволить себе забыть про операционные результаты, просто переложив текучку на подчиненных. То есть, образно говоря, до обеда он может позволить себе побыть, как и предприниматель, визионером, сосредоточившись исключительно на стратегических вопросах. Но после обеда он должен вспомнить о текущих показателях деятельности и поинтересоваться, как реализуется его стратегия и не пора ли ему вмешаться в ход дел.

То есть генеральный директор – уникальная специальность. Он, как и собственник, должен обладать зорким стратегическим оком, при этом крепко держа вожжи управления в руках. Делать и то и другое могут немногие, это требует особого склада ума и характера. Именно поэтому далеко не все топ-менеджеры имеют потенциал стать генеральными директорами. Они могут быть сколь угодно хороши в операционных вопросах, но им может не хватить широты взгляда, чтобы однажды подняться над своей узкой профессиональной «делянкой» и увидеть компанию как большую и сложную систему, вписанную в еще более сложную систему под названием «рынок».

Генеральному ставят не задачи, а общие цели. С ним обсуждают стратегию развития, предполагая, что у него может быть собственное мнение. Сильный, эффективный директор, способный развивать вашу компанию, не смирится с ролью молчаливого исполнителя. А если мирится, значит, в глубине души считает, что незаслуженно занимает свое место, и радуется, что вы этого не замечаете.

Дело не в этике и уважении, а в холодной эффективности. Если вы хотите, чтобы «генерал» управлял вашим бизнесом не хуже, чем до этого делали вы, нанимайте блестящего профессионала, но дайте ему работать. Если для вас важно по-прежнему все контролировать – наймите зама, который избавит вас от мелочей, но в кресле генерального сидите сами. Попытка решить две задачи одновременно напоминает попытку объяснить хорошему, опытному врачу, как именно вас надо лечить. Но станете ли вы лечиться у врача, который вас послушается?

Комментарии

The Times of India Business Videos

World Business News India

NIE Journal - Ваш Информационный международный партнер -

NIE Journal - официальная регистрация, Свидетельство Роскомнадзора Эл №ФС77-56670 от 26.12.13
NIE Journal - лидер по информационной поддержке деловых мероприятий,в России и за рубежом
NIE Journal оказывает услуги информационной поддержки, сопровождению событий, проектов, продуктов, компаний, первых лиц. Для запуска проекта направьте на фирменном бланке запрос на имя главного редактора.

Анонсы. Правительство РФ

Поддержка бизнеса

Календарь мероприятий