Новости международного бизнеса доставка контента на 5 языках

Основные тенденции в деятельности компаний в январе 2015 года

Основные результаты опроса компаний-членов РСПП по последствиям кризисных явлений (январь 2015). Основные тенденции в деятельности компаний в январе 2015 г. чрезвычайно пессимистичная личная оценка руководством компаний ситуации в экономике России (Индекс личных оценок состояния делового климата РСПП составил в январе 9,5 пунктов при том, что позитивная динамика фиксируется в случае, если значение индекса превышает 50 пунктов);
  • если в декабре 2014 года было зафиксировано ухудшение ситуации с обязательствами контрагентов перед опрашиваемыми компаниями, то в январе значительно снизилось значение показателя «обязательства опрашиваемых компаний перед контрагентами», что является негативным сигналом;
  • продолжает сокращаться наём нового персонала (только 46,8% опрошенных организаций осуществляли наём новых сотрудников);
  • наблюдается некоторый рост числа компаний, которые увольняли персонал (в январе на 12,1% до 76,8%, увольнения по всем основаниям). Также стало больше компаний, использующих меры по сокращению рабочего времени для оптимизации своих издержек – в январе такими мерами воспользовались 26,9% организаций;
  • продолжают ухудшаться оценки финансового состояния компаний, хотя не столь высокими темпами, как в декабре 2014 г.;
  • к числу немногочисленных позитивных оценок можно отнести выравнивание оценок ситуации на финансовом и валютном рынке и незначительное улучшение ситуации по сравнению с декабрем в отношении текущего спроса на продукцию компаний и возможности новых заказов. Также перестала снижаться доля компаний, реализующих инвестиционные проекты.

Что касается ключевых последствий кризиса, с которыми уже столкнулись компании, к ним можно отнести:
  • снижение курса рубля/валютная нестабильность (54,8% опрошенных РСПП компаний);
  • недоступность заёмных финансовых ресурсов (41,1% участников опроса) - это ожидаемый результат повышения ключевой ставки Центрального банка РФ и введения финансовых санкций против России;
  • неплатежи со стороны контрагентов (чуть более трети респондентов);
  • недостаток оборотных средств (чуть более трети респондентов);
  • ухудшение условий поставки сырья и комплектующих (28,2% компаний);
  • снижение спроса на продукцию (26,6% компаний) – пока ситуация со спросом действительно выглядит тревожной, но не угрожающей;
  • сокращение инвестиционных программ либо их перенос на более поздний срок (20 % компаний).

*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%

Отраслевая специфика:

Согласно отраслевому анализу, недостаток оборотных средств – второе по значимости последствие экономического кризиса, с которым промышленные компании уже столкнулись в своей деятельности. Данный вариант опережает ответ «недоступность заёмных финансовых ресурсов».

Почти половина компаний, указавших в качестве отрасли вариант «другое» (в первую очередь, речь идёт об энергетическом секторе и сфере услуг, научных исследований и разработки ПО), столкнулись с неплатежами со стороны контрагентов. В совокупных данных этот вариант меньше на 10,5%. В то же время для таких компаний менее, чем для других, значим недостаток оборотных средств – только 13,3% респондентов отметили этот вариант.

Три четверти компаний отрасли «транспорт и связь» выбрали в качестве главного последствия экономического кризиса «снижение курса рубля и валютную нестабильность», доля выше доли в совокупных данных на 23%. В меньшую сторону доля ответов респондентов отличается в случае варианта «ухудшение условий поставки сырья и комплектующих»: только 11,1% указали его, в общих данных доля составляет 28,2%.
62,5% строительных компаний столкнулись в своей деятельности с таким последствием экономического кризиса, как недоступность заёмных финансовых средств. Этот ответ занял лидерскую позицию, тогда как в общем распределении данных он находится на втором месте. Ни одна компания сектора «строительство» не отметила вариант «ухудшение условий поставки сырья и комплектующих».

Большинство компаний отрасли «АПК и сельское хозяйство» испытывают недостаток оборотных средств – 57,1% респондентов ответили так. Доля выше доли в общих данных на 20,3%. Для этих компаний, как и для организаций отраслей «транспорт и связь», «строительство», ухудшение условий поставки сырья и комплектующих не стало значимым последствием экономического кризиса.

Респонденты, занятые в отрасли «добыча/переработка полезных ископаемых» поставили на третье по значимости место ответ «невозможность оснастить организацию новым оборудованием, технологиями из-за ограничения импорта товаров, работ и услуг» с долей 28,6%.

Региональная специфика

Почти треть компаний из Центрального федерального округа столкнулась с невозможностью оснастить организацию новым оборудованием, технологиями из-за ограничения импорта товаров, работ, услуг (+9,9% по сравнению с совокупными данными).

40,9% компаний из Приволжского федерального округа были вынуждены сокращать инвестиционные программы или переносить их на более поздний срок, и это третий по популярности вариант. Доля превышает долю в общем распределении данных в два раза.

Для уральских компаний вторым по значимости последствием экономического кризиса стали неплатежи со стороны контрагентов (доля ответов 47,1%, в совокупных данных доля 36,3%). Компании из Уральского ФО чаще, чем другие, были вынуждены сокращать инвестиционные программы или переносить их на более поздний срок.

С неплатежами со стороны контрагентов столкнулись в своей деятельности 48,4% компаний из Сибирского федерального округа, этот вариант занимает второе место после снижения курса рубля и валютной нестабильности. В то же время только 3,2% компаний из СФО отметили ответ «невозможность оснастить организацию новым оборудованием, технологиями из-за ограничения импорта товаров, работ, услуг», доля ниже доли в совокупных данных более чем в три раза.

Компании из Северо-Западного федерального округа отличаются от компаний из других регионов тем, что снижение курса рубля и валютная нестабильность стало последствием кризиса только для 31,3% организаций. Этот вариант переместился на второе место, а лидером стал вариант «неплатежи со стороны контрагентов», его отметили 56,3% респондентов. Четверть компаний из СЗФО уже сократили объёмы производства, тогда как в распределении совокупных данных этот вариант отметили 13,7% компаний.

Только 6,2% компаний Дальневосточного федерального округа столкнулись в своей деятельности с ухудшением условий поставки сырья и комплектующих, доля ниже доли в общих данных в 4,5 раза.

Достаточно разнообразен перечень применяемых в настоящее время компаниями антикризисных мер. В текущих условиях наиболее «популярной» антикризисной тактика компаний – сокращение расходов или их оптимизация. Применять такого рода меры планируют 83,7% и 82,9% компаний-участниц опроса, соответственно.

*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%

Почти половина организаций (47,2%) намерены реализовать программы по внедрению энергосберегающих и ресурсосберегающих. О повышении цен заявило 43,9% респондентов. Четверть компаний намерены перейти на требования авансирования со стороны покупателей. И чуть более пятой части всех участников опроса (22%) готовы к увеличению продукции / результатов деятельности без расширения производства – интенсификации.

Отраслевая специфика

85,9% промышленных компаний, в первую очередь, намерены оптимизировать затраты предприятия, о планируемом сокращении расходов заявили 78,2% (-5,5%, если сравнивать с совокупными данными). В остальном, значимых различий с общим распределением не зафиксировано.

Все без исключения компании отрасли «транспорт и связь» готовы сокращать расходы, а вот оптимизировать их без снижения выпуска продукции собираются только 55,6% организаций данной отрасли. Повышение цен запланировано в 22,2% компаниях, реализация программ по внедрению энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий – в 11,1% (почти в четыре раза ниже доли в совокупных данных).

Компании, отметившие вариант «другие отрасли», реже, чем другие, готовы применять такую «антикризисную» меру, как интенсификацию (доля данного варианта 7,1%, в совокупных данных она достигает 22%). Более трети этих компаний намерены продать непрофильные активы (+15,4% по сравнению с общими данными).

Для строительных компаний также характерен этот вариант действий: 37,5% респондентов указали, что «антикризисная» мера – продажа непрофильных активов. Ни одна организаций строительного сектора не планирует сокращать производство, в совокупных данных доля была 7.3%.

Компании отрасли «АПК и сельское хозяйство» реже, чем другие, собираются реализовывать программы по внедрению энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий.

В качестве «антикризисной меры» компании добывающего сектора не будут применять повышение цен. По федеральным округам значимых различий нет.

При принятии решений о сокращении расходов компаний основной «урезаемой» статьей стали расходы на потребляемые услуги (консалтинг и т.д.) – к их сокращению готовы 65,5%.

Второе по значимости направление антикризисной политики компаний - экономия на сырье и комплектующих (переход на более дешёвые аналоги) (63,7%).

Почти половина всех компаний намерены сократить расходы на персонал.

О возможном сокращении расходов на благотворительные социальные программы заявило 39,2% респондентов.

Отраслевая специфика

В отраслевом разрезе распределение ответов компаний отрасли «промышленность» не отличается от общего распределения данных.

Две трети компаний сектора «транспорт и связь» планируют сокращать как расходы на потребляемые услуги (консалтинг и т.д.), так и расходы на персонал. Только треть организаций отрасли намерены экономить на сырье и комплектующих.

Напротив, большинство строительных компаний и компаний отрасли «АПК и сельское хозяйство» собирается сокращать свои расходы именно по этой статье – 71,4% организаций готовы перейти на более дешёвые сырьё и комплектующие.

Только 13,4% компаний аграрного сектора планируют сокращение расходов на персонал, в общих данных доля выше в два раза.

Добывающие компании также не готовы сокращать расходы на персонал, зато все, без исключения, компании этой отрасли намерены экономить на сырье и комплектующих.

Региональная специфика

Компании из Центрального федерального округа поставили на первое место вариант «планируем экономить на сырье и комплектующих», к сокращению потребляемых услуг готовы прибегнуть половина организаций из ЦФО (-14,1% по сравнению с общими данными).

83,3% компаний из Приволжского федерального округа собираются сократить расходы на потребляемые услуги; одинаковую долю – 38,9% – набрали варианты «экономия расходов на сырьё и комплектующие» и «сокращение расходов на персонал».

Только половина компаний из Южного федерального округа планируют переходить на более дешёвое сырьё и комплектующие.

Чаще, чем другие, компании из Уральского федерального округа и Северо-Западного ФО собираются сокращать расходы на персонал – доля этого ответа превышает 62,5% против 47,8% в общих данных.

Компании из Дальневосточного ФО, напротив, не готовы к проведению такой политики в своих компаниях – только 26,7% организаций из ДВФО намерены сокращать расходы на персонал.

Углубленного исследования потребовали тенденции в сфере социально-трудовых отношений.

Сокращение расходов на персонал будет происходить, в первую очередь, за счёт сокращения найма новых сотрудников (61,7% компаний).

Также работодатели собираются изменить списочную численность (сократить) работников в период кризиса (46,7% ответов); перевести сотрудников на работу на условиях неполного рабочего времени (28,3%); сократить «размер» социального пакета (26,7%); изменить численность работников, работающих неполный рабочий день, и численности работников, находящихся в отпусках без сохранения заработной платы (23,3%).

Пятая часть компаний готовы сокращать заработную плату сотрудников (20%). Помимо этого респонденты могли предложить свой вариант ответа, среди которых были названы перевод персонала в дочернюю компанию, отказ от индексации зарплаты, повышение эффективности мотивации сотрудников, наём сотрудников в аутсорсинге.

По мнению опрошенных компаний, эффективность реализуемых органами власти антикризисных мер пока скорее средняя. По 5-балльной шкале оценки почти половина участников опроса – 49,2% –поставили антикризисным действиям властей оценку 3 балла (меры средней эффективности), хотя доля ответов с оценкой «2 балла» также довольно велика (30,5%). Средний балл составил 2,63.

Что касается прогнозируемого изменения в объемах производства/оборота компаний, а также изменения количества сотрудников компании в июне 2015 г. по отношению к декабрю 2014 г.


31,9% компаний ожидают падения выпуска к середине года – согласно медианному значению, на 20%. Около четверти (24,7%) ожидает роста производства на 10%. У оставшихся 43,4% компаний этот показатель останется неизменным.

Роста количества сотрудников ожидают всего 10,7% компаний – на 9%, по медианному значению, тогда как у 28,2% респондентов численность персонала уменьшится на 5%.

В целом, занятость будет иметь более гладкую динамику, чем производство: и сокращение и рост количества сотрудников будут происходить более низкими темпами, чем сокращение или рост производства.

Среди отраслей можно выделить отрасль «строительство» с самым высоким уровнем ожидания роста количества сотрудников – 15%. Ни один респондент, занятый в строительном секторе, не ответил, что численность персонала уменьшится.

Отраслевая и региональная специфика

Компании отрасли «транспорт и связь» предполагают, что число сотрудников в их организациях снизится на 11,5%, это минимум среди всех отраслей.

По вопросу об изменениях объёма производства / оборота компаний значимых различий в секторальном разрезе нет.

Рекордно низкие ожидания снижения объёмов производства / оборота у компаний из Южного федерального округа – медианное значение 50%.

Компании из Дальневосточного ФО считают, что в среднем количество сотрудников снизится на 13%, это минимальное медианное значение среди всех регионов.
Данные: http://xn--o1aabe.xn--p1ai/library/view/107?s

Комментарии

The Times of India Business Videos

World Business News India

NIE Journal - Ваш Информационный международный партнер -

NIE Journal - официальная регистрация, Свидетельство Роскомнадзора Эл №ФС77-56670 от 26.12.13
NIE Journal - лидер по информационной поддержке деловых мероприятий,в России и за рубежом
NIE Journal оказывает услуги информационной поддержки, сопровождению событий, проектов, продуктов, компаний, первых лиц. Для запуска проекта направьте на фирменном бланке запрос на имя главного редактора.

Анонсы. Правительство РФ

Поддержка бизнеса

Календарь мероприятий