Завершившийся на прошлой неделе в Нижнем Новгороде региональный фестиваль молодежных инноваций «ИнноФест» собрал в стенах ННГУ им. Н. И. Лобачевского немало признанных в России и за рубежом специалистов в области трансфера новых технологий и поддержки развития экосистемы инноваций. В числе кураторов фестиваля и экспертов конкурсов инновационных проектов был Сергей Марданов, менеджер по развитию трансфера технологий ОАО «Российская венчурная компания». РВК выступила Генеральным партнером ИнноФеста, и помимо вклада в оценку проектов Сергей оказал организаторам неоценимую методологическую поддержку.
В кулуарах фестиваля эксперт поделился с представителями Центра коммерциализации технологий (ЦКТ) ННГУ своим мнением о роли бизнес-наставников в жизни молодого инноватора и порекомендовал университетским предпринимателям не упускать тех возможностей для роста, какие предоставляет РВК.
Ваше представление о том, что такое вузовский стартапер российских регионов?
Я вижу два типа стартапов. Первый – это студенческие: молодые, амбициозные, в чем-то интересные, но не до конца понимающие, что хотят. Хотя при этом понимающие, что не хотят работать на кого-то, а хотят работать на себя. Они воодушевлены яркими примерами международных и российских проектов.
А второй – это более сложные проекты, где есть связка «аспирант / молодой ученый и преподаватель / профессор». Со стороны последнего идет основная научная база, со стороны первого – драйв и готовность что-то делать руками. Через создаваемое ими малое предприятие они начинают искать заказчиков, финансирование; но, как правило, они это делают в более спокойном режиме, не ездя на всевозможные конкурсы, а используя для поиска бизнес-партнеров наработанные связи на кафедрах, а также конференции. Они не стремятся к большим заработкам: для них это некая прибавка к заработкам в университете. Конечно, когда они видят, что пошли продажи, тогда их бизнес может разрастись.
Чего не хватает университетскому стартаперу? Где его «ахиллесова пята»?
Всем не хватает опыта, безусловно. Вот просто – брать и делать, брать и делать, пробовать, ошибаться, исправлять. Этих умений всем не хватает.
На фестивале много говорили о менторстве (наставничестве). Насколько это значимо для стартапа, или без этого инноватору можно легко обойтись?
Кто такой ментор? Это тот, кто уже что-то попробовал, набил шишек и знает, что работает, а что нет. И вот это он может стартаперу рассказать, оградить его от каких-то проблем, с которыми инноватор неизбежно столкнулся бы, тем самым ускоряя процесс. Вот для чего нужен ментор. Да, безусловно, он еще дает связи, подсказывает, где и как получить дополнительные инвестиции, знания, но главное, чем ценен для инноватора ментор, – это возможность получить от наставника то, что тот уже отшлифовал на своем пути. Тогда можно ожидать, что дорога стартапера будет более гладкой.
У РВК много различных программ. Как пользу этих программ мог бы испытать на себе самый обычный рядовой инноватор в том же ННГУ?
Во-первых, у нас есть программа GenerationS. Это большой федеральный конкурс, и заявку на участие может напрямую подать любой и на любом уровне развития его идеи. Это даст инноватору экспертизу, возможность получить обратную связь по проекту, пройти в случае успешного выступления перед инвесторами акселерационную программу, получить деньги. Даже после конкурса появляются дополнительные возможности – например, стажировки. Постоянно есть какая-то активность.
Во-вторых, мы со стороны РВК поддерживаем массу мероприятий – вот как здесь, в ННГУ, но также и в других вузах. Кроме того, мы поддерживаем ряд образовательных программ, и обычные студенты, даже подчас не зная об этом, попадают в эти программы, так как мы работаем напрямую с вузами, и получают дополнительное образование либо факультативно, либо в рамках основных предметов. В том числе мы работаем и с бизнес-инкубаторами, поддерживаем их акселерационные программы. Наличие в регионе инкубатора, который работает с РВК, позволяет ему получать доступ к экспертам, наставникам, инвесторам. Таким образом, молодой стартап может получить вот это все через инфраструктуру, имеющуюся в регионе.
Комментарии