Новости международного бизнеса доставка контента на 5 языках

АУТСОРСИНГ – ЭТО Ж НЕПРИВЫЧНО, ЗАТО ДЕШЕВО, НАДЕЖНО И ПРАКТИЧНО!

Всем известна пословица «Хочешь сделать как надо – сделай сам». Однако сегодня эту народную мудрость уже нельзя в полной мере считать актуальной.
В современном деловом мире многие компании концентрируют свое внимание на конкретной своей деятельности, а остальные, не столь значительные функции, передают на аутсорсинг.

АУТСОРСИТЬ НЫНЧЕ В ТРЕНДЕ
Для полного понимания этого термина, давайте обратимся к английскому языку – дословный перевод «outsourcing» означает использование внешнего ресурса. То есть аутсорсинг означает передачу организацией на обслуживание определенных бизнес-процессов другой компании, специализирующейся в данной области и обладающей соответствующими знаниями, опытом и техническими ресурсами.
Особенность аутсорсинга заключается в том, что на обслуживание в аутсорсинговую компанию передаются, как правило, функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности бизнес-систем и инфраструктуры на основе длительного (долгосрочного) контракта. Этим аутсорсинг отличается от сервисных услуг, носящих разовый характер.
Аутсорсинг может охватывать многие сферы современного бизнеса, среди которых выделяют бухгалтерский учет, маркетинговые услуги, логистику, кадровый учет, ИТ-аутсорсинг. Но мы в своей статье сфокусируем свое внимание на аутсорсинге в сфере бухгалтерского учета.

ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ
Истоки практического аутсорсинга относятся к периоду противостояния в автомобилестроении двух великих менеджеров – Генри Форда и Альфреда Слоуна в 30-х годах XX века, когда стало понятно, что ни одна фирма не может быть самодостаточной, поэтому ряд функций целесообразно передавать специализированным фирмам. Новацией в проекте Слоуна стала методология аутсорсинга, примененная им за 70 лет до появления этого термина в научной литературе, по крайней мере, в двух направлениях деятельности руководителя: в организации бизнес-процессов компании и в организации производства.
Объектом научных исследований аутсорсинг стал лишь в 1990-е гг. Именно тогда стали появляться научные публикации, в которых с помощью построения различных моделей пытались найти оптимальную стратегию внедрения аутсорсинга, а также публикации, посвященные отдельным аспектам использования аутсорсинга на практике.
Сегодня подобная практика в США и большинстве европейских стран поставлена на поток. Многие крупные и большая часть небольших компаний вообще отказались от содержания собственных штатных бухгалтеров. Изучая зарубежный опыт, мы можем отметить еще одну интересную деталь: организации, заинтересованные в финансовых инвестициях, при этом не планирующие использовать аутсорсинг, часто рискуют получить отказ от инвестора. Отсутствие концентрации ресурсов, большой штат, перегруженность предприятия функциями расценивается как плохое планирование и расточительность.
В Европе и США степень развития рынка бухгалтерского аутсорсинга позволяет компаниям спокойно заниматься основной деятельностью, предоставляя налоговую отчетность и иные сегменты бухгалтерского учета профессионалам. Так в Европе услугами аутсорсеров пользуются 86% компаний малого и среднего бизнеса, в США -92%, в Израиле - 96%. Компании как малого, так и среднего бизнеса передают в первую очередь на аутсорсинг такие функции как расчет заработной платы и налоги.
Необходимо отметить, что провайдеры аутсорсинговых услуг утверждают, что бухгалтерское обслуживание предприятия обходится в 3-5 раз дешевле, чем найм квалифицированного бухгалтера.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РАЗРЕШАЕТ, НО НЕ ТРЕБУЕТ
Ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» гласит о том, что руководители организаций могут: «передать на договорных началах ведение бухгалтерского учёта централизованной бухгалтерии, специализированному предприятию или бухгалтеру-специалисту». При этом Законом определены методика и организация упрощенного порядка ведения бухгалтерского учета, но при этом отсутствуют положения, касающиеся создания удаленной работы, из-за чего каждая бухгалтерская фирма, практикующая услуги аутсорсинга, внедряет собственные стандарты качества, основанные на знаниях и опыте руководства фирмы.
Между тем Международная федерация бухгалтеров (IFAC), разрабатывающая международные стандарты аудита и прочие профессиональные регламенты, ввела с 15 декабря 2009 года в действие Международный стандарт контроля качества N 1 (МСКК 1), который определяет структуру и требования к квалификации персонала и менеджмента бухгалтерских фирм. Обратим внимание, что это не аудиторский стандарт, его действие распространяется именно на оказывающие бухгалтерские услуги организации. Требования и положения этого документа можно принять за основу для определения критериев и требований к бухгалтерской фирме и в нашей стране.
Предприятия, передавшие ведение бухгалтерского учета на аутсорсинг, и внешние аудиторы, ежегодно проверяющие финансовую отчетность, должны удостовериться в адекватности внутреннего контроля бухгалтерских фирм. Международный стандарт аудита (МСА) 402 рекомендует, чтобы сервисные организации, берущие на аутсорсинг ведение бухучета, проходили сервисный аудит и получали отчет первого или второго типа от внешнего аудитора. Процедуры требования к документации и составлению таких отчетов установлены профессиональным стандартом (ISAE) 3402, выпущенным IFAC.

САН САНЫЧ, ДАВАЙ ЧЕРВОНЕЦ, ПОЖАЛУЙСТА, БУДУ АУТСОРСЕРА ПОКУПАТЬ!
Несколько выше мы уже говорили о финансовой выгоде привлечения сторонней организации для ведения бухгалтерского учета. Но неужели выгода ограничивается только этим?
Для обеспечения объективности и информированности читателей, давайте проанализируем ситуацию в трех аспектах:
1) Когда предприятие нанимает бухгалтера в штат;
2) Предприятие периодически (например, ежеквартально) пользуется услугами бухгалтера (в основном без права второй подписи);
3) Найм бухгалтерской фирмы.
Преимущества
Аутсорсинговая фирма
Штатный бухгалтер
Приходящий бухгалтер
1. Оборудованное рабочее место
2. Отсутствуют налоговые расходы, связанные с заработной платы наемных сотрудников (экономия свыше 40%)
3. Учет ведется при поддержке других специалистов фирмы (юристы, аудиторы, налоговые консультанты)
4. Наличие внутренней системы контроля качества (внутренний контроль)
5. Оперативное реагирование на все изменения законодательства
6. Ответственность перед Заказчиком за некачественное выполнение услуги закреплена Законом и договором
7. Наличие страхового полиса (страхование профессиональной ответственности)
8. Оперативное решение экстренных вопросов
9. Возможен выезд специалиста на фирму
10. Владение современными пакетами бухгалтерских и правовых программ
11. Заинтересованность в минимальном времени выполнения задачи
12. Заинтересованность в развитии Заказчика, ориентированность на долговременные отношения
1. Всегда на рабочем месте
2. Заинтересованность в развитии и процветании фирмы
3. Оперативное решение экстренных вопросов
1. Небольшая стоимость
2. Часто не требуется оборудованное рабочее место
3. Отсутствие затрат на покупку и внедрение бухгалтерских и правовых программ
Недостатки
1. Связь со специалистом, ведущим учет, чаще всего осуществляется по телефону или электронной почте
2. Угроза утечки информации
1. Затраты на оборудование рабочего места
2. Необходимость в приобретении бухгалтерской и правовой программ
3. Высокая оплата труда квалифицированного специалиста
4. Увеличение затрат на оплату труда из-за налоговых платежей (более 40% вместе с ЕСН)
5. Дополнительные затраты по повышению квалификации сотрудника
6. Несет ответственность в крайне ограниченных размерах в соответствии с законодательством (нанесенный ущерб может превышать меру ответственности бухгалтера)
1. Как правило, ведет учет у нескольких организаций (возможно у конкурентов)
2. Отсутствует заинтересованность в развитии и процветании фирмы
3. Отсутствие достаточного количества времени для качественного составления первичной документации, а также для анализа проведенных хозяйственных операций и работы фирмы в целом
4. Отсутствие контроля за качеством выполнения услуги (как правило, не несет ответственности за некачественное выполнение услуги)
5. Затруднено решение экстренных вопросов
Говорить о мерах по минимизации или устранению выявленных недостатков можно достаточно долго. Как нам видится одной из основных причин, препятствующих широкому распространению аутсорсинга в странах СНГ, и, в частности, в России, является угроза утечки важной информации. Решение этой проблемы видится в подборе исполнителя с достойной репутацией, который имеет опыт подобной работы и положительный отзыв от партнеров, а также способного выполнять широкий спектр работ.
Резюмируя результаты представленной таблицы, можно сказать, что процессы и функции передают на аутсорсинг в целях улучшения системы управления организацией, экономии затрат, снижения стоимости выполнения процессов, приобретения необходимых экспертных знаний, методологий и опыта, налоговой оптимизации.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Очевидно, что все перечисленное выше говорит о целесообразности привлечения аутсорсинговой фирмы к процессу ведения бухгалтерского учета. Причем в первую очередь для предприятий малого и среднего бизнеса, хотя и для крупных корпораций передача отдельных бухгалтерских функций внешним профессионалам станет весьма актуальна.
Существующие опасения, что аутсорсинговая компания, имеющая достаточно узкую специализацию, может не учесть все особенности ведения бизнеса, совершенно беспочвенны, и основаны, по большей степени, на неверно полученной информации. Безусловно, каждый бизнес имеет свою специфику, но вот на ведение бухгалтерского учета отражается это весьма условно. Для минимизации этого риска предпочтение следует отдавать опытной профессиональной фирме с эффективным внутренним контролем.
По информации экспертов Best Experts Group с 2002 года всемирно-известная нефтяная компания British Petroleum потратила на аутсорсинг бизнес-процесса по ведению бухгалтерии более 10,5 млрд. долл., при этом ежегодные затраты по контракту составляют порядка 1,5 млрд. На данный момент, эта самая крупная и долгосрочная сделка на рынке аутсорсинга в мире.
Мировая статистика и примеры успешных решений внушают оптимизм в использование аутсорсинга и в нашей стране. Поэтому с ростом малого бизнеса в нашей стране, на лицо виден прогноз того, что аутсорсинг также будет развиваться и практиковаться во всех сферах малого, среднего и крупного бизнеса для более эффективного функционирования профильной деятельности организации.
Однако одновременно с этим возникнет необходимость в регламентации деятельности и требовании к качеству услуг специализированных бухгалтерских фирм, прохождение ежегодного аудита. Все это позволит развить профессиональный рынок бухгалтеров, повысит уверенность потенциальных заказчиков в качестве оказываемых услуг и минимизирует риски заключения договоров с бухгалтерскими фирмами.
К тому же, нам видится целесообразной обязанность бухгалтерских фирм иметь в штате сертифицированного налогового консультанта, так как они составляют расчеты налогов в рамках своей деятельности.
Подводя итог, отметим, что развитие бухгалтерских фирм позволит частично компенсировать недостаток квалифицированных бухгалтеров, который наблюдается в условиях реформ бухгалтерского учета и финансового управления, повысит прозрачность финансовой и налоговой отчетности, будет способствовать экономическому развитию страны.

Татьяна Шалунова
Аудитор, налоговый консультант, CIPA, DipIFR,
эксперт международной сети «Союзконсалт»,
вице-президент по развитию и эксперт по МСФО

Ассоциации Профессиональных Бухгалтеров «Содружество»

Комментарии

The Times of India Business Videos

World Business News India

NIE Journal - Ваш Информационный международный партнер -

NIE Journal - официальная регистрация, Свидетельство Роскомнадзора Эл №ФС77-56670 от 26.12.13
NIE Journal - лидер по информационной поддержке деловых мероприятий,в России и за рубежом
NIE Journal оказывает услуги информационной поддержки, сопровождению событий, проектов, продуктов, компаний, первых лиц. Для запуска проекта направьте на фирменном бланке запрос на имя главного редактора.

Анонсы. Правительство РФ

Поддержка бизнеса

Календарь мероприятий