Новости международного бизнеса доставка контента на 5 языках

На пути к индивидуально-ориентированному подходу к бизнес- обучению

— Кругом война... смерть... глупость... А мы тут... пьём обучаем...
Цитата по Масяне.

Не выходят из головы слова министра образования и науки Российской Федерации Дмитрия Ливанова, сказанные им вскоре после вступления в должность еще в 2012 году: «Сегодня количество халтуры в таких областях науки и образования, как экономика, педагогика, или социология, превышает все допустимые пределы».

Халтура не бывает в одиночестве, и если уж относится к отрасли – то ко всем ее направлениям, будь то академическое обучение в университете или практически ориентированное - в бизнесе.

Бизнес-обучение идет по кругу.

От моды на корпоративные университеты, уникальные учебные программы от зарубежных гуру, которые «обязательно должны работать», на массово внедряемые тренинги личностного роста, волшебные НЛП- технологии, и разумеется, отличные обеды на чистом коровьем масле в перерыве, - до полного игнорирования и урезания расходов на проклятую «интеллектуальность». От компаний, страдавших в тучные годы синдромом «сытости», и готовых платить до 500 тысяч рублей за один тренинговый или учебный день, – до выделения достойной зарплаты только одному человеку – директору по персоналу, который может уволить тысячу сотрудников за две недели и с минимальной компенсацией.

От моды на программы МВА, с огромным количеством бизнес-школ-однодневок, активно продвигавшиеся со второй половины 90-х годов, - с требованием корпоративных групп, индивидуальных кредитов и регулярных посеместровых платежей - до практически полного игнорирования работодателями, попробовавшими сей продукт на вкус. Пожалуй, за исключением 2-3 известных брендов.

И снова началось.

«Новый исторический момент», геополитические изменения, и как следствие, – корректировка экономической стратегии страны и изменение положения фигур на шахматной доске, подхлестнули резкое падение малого и среднего бизнеса, в особенности в регионах. На сегодняшний день показатели этого падения доходят уже до 50%. Дамокловым мечом или просто тяжелой гирей над всеми видами бизнесов висят повышения налогов, уменьшение емкости рынков в ряде отраслей за счет последовательного увеличения роли государства.

Результат этого всего с точки зрения бизнес-обучения понятен, и уже приближает руки опытных руководителей к соответствующим кнопкам. Кажется, что все это уже проходили, и ничего страшного нет.

Крупные компании снова урежут излишки в бюджетах, оставив только необходимое навыковое обучение. Стабильные отрасли, – сырьевой сектор, медицина и фармацевтика, технологии - едва ли сильно изменят устоявшуюся политику. Громко анонсирующаяся реиндустриализация, новый технологический уклад и подъем промышленного сектора должны еще дать возможность руководителю отойти от такого потрясения, перезагрузить мозги и понять, - правда ли это вообще.

Ну, а те, кто послабее – как всегда. Часть уйдут в небытие. Остальные будут обучать продажам и жестким переговорам, либо снова возьмутся вытягивать из персонала оставшиеся энергетические ресурсы, фактически не отдавая ничего взамен.

Вот именно от этой мысли и хотелось бы оттолкнуться в дальнейших рассуждениях.

За последние несколько лет автору статьи довелось организовать и провести целый ряд социально- психологических исследований с совершенно разнообразной аудиторией. От школьников и студентов, - до тружеников предпенсионного возраста. От граждан, не имеющих отношения к экономике и предпринимательству, - до менеджеров-профессионалов.

- В методологические подробности в этой статье вдаваться не буду, скажу лишь, что во всех этих исследованиях есть один важный результат, - у большинства респондентов их жизненный успех, т.е. то, к чему они стремятся в жизни, - никак не ассоциируется с качественным выполнением своей работы.

Что это означает применительно к бизнес- обучению?

Давно известно, что от личностных качеств и уровня сознания каждого работника зависят перспективы развития организации. Насколько результативно будет реализована стратегия, качественно описаны бизнес-процессы, Будет ли мотивация для внедрения инновации и инициации изменения. С другой стороны, - любой сотрудник при желании может абсолютно безнаказанно нанести ущерб предприятию.

Знания, умения, навыки, получаемые при обучении, становятся для работника действительно значимыми только тогда, когда они составляют основу самореализации в жизни. Если работник относится к корпоративному обучению как к личностно-значимому, то уровень усвоения знаний, овладения навыками, и, как следствие, - эффективность их применения значительно возрастает.

На практике же получается, что среднестатистический обучаемый на сегодняшний день стремится не получить максимально глубокие, экспертные знания о предмете, а, грубо говоря, пройтись по «верхам», овладеть активной терминологией, создать видимость знакомства с вопросом.

«Кто знает, что будет со мной завтра, в каком месте или в какой отрасли я буду работать, куда занесет судьба? Как бы половчее пролезть на новый уровень в негласной иерархии, который позволит получить новые доступы и побольше пассивного дохода? Да и буду ли работать вообще, или просто накоплю каких-то активов, а потом уеду пережидать тяжелые времена на экзотических островах?...»

Знакомые рассуждения, не так ли?..

Или по-другому: « Все, что нужно, я уже и так умею, а больше карьерного роста в этой жизни мне, судя по всему, и не светит. Зачем я буду переламываться?..»

Только собственнику предприятия и руководителю, планирующему обучение, от этого не легче. Фактически, это означает, что 80% процентов бюджета, затрачиваемого на обучение и развитие персонала, нужного ROI не обеспечивает. Не получается у нас достучаться до глубинной мотивации людей.

Вместо того чтобы формировать осознанное желание развиваться через обучение и применение полученных знаний в рамках компании, большинство отечественных работодателей по привычке засовывают своих сотрудников в прокрустово ложе ассессментов, а по их результатам - в лучшем случае кормят стандартной обучательной котлетой из HR-столовой.

А недополученный результат по старой русской традиции выжимается стрессами, конфликтами, овертаймами, моббингами и прочими насильственными мерами, все более укрепляющими в людях приведенный выше мотивационный посыл.

Стремление же к переезду на острова, маскировка жизненной неудовлетворенности за счет материальных благ у зрелого поколения, и за счет участия в благотворительных, волонтерских и прочих индуистских программах у молодежи, - это только следствие.

Руководство и собственники в конечном итоге остаются наедине с непониманием своих идей и целей, и скрытым, а то и явным саботажем миллионов подчиненных. Саботаж этот может иметь различный вид. Кто-то умело создает видимость бурной деятельности, ловко манипулируя и перекладывая ответственность на ближнего.. Иные месяцами принимают давно назревшие решения. И не говоря про то, что целью целого сегмента работников является грамотная минимизация прибыли предприятия за счет учета личных интересов. Многие руководители научились к этому приспосабливаться, но не настанет ли момент, когда спина верблюда все же сломается?...

Самостоятельное решение проблем, описанных выше, под силу только тем немногим волевым, уверенным в себе и харизматичным руководителям, которые умеют полностью абстрагироваться от постороннего влияния, мешающих факторов и мнений, железной рукой реализовывая свою волю.

Согласно практическому опыту автора статьи, оно находится исключительно в плоскости разработки дифференцированных и индивидуально-ориентированных моделей бизнес-обучения и мотивации. Образовательный и мотивационный маршруты должны разрабатываться на стыке запросов предприятия и глубинным мотивационным профилем сотрудника. Соответствующие инструменты для такой разработки существуют, важно лишь подобрать их в правильном сочетании и правильно найти ключевые ограничения системы. Это и глубинная диагностика мотивации с проекцией на внутренние политики, точечное развитие лидерских компетенций, выявление и решение организационных противоречий, разработка (а самое главное-внедрение) индивидуальных планов и программ развития, грамотно и без перегибов поставленные элементы менторства, сторителлинга.

Найденные здесь и внедренные без страха решения позволяют руководителю добиться удивительных результатов, как в направлении экономии бюджетов, так и в направлении развития сотрудника, повышении его заинтересованности в результате работы.


Афанасьев В.Г.
Международный эксперт Souzconsalt Global Education Community
Член совета директоров Сети международных экспертов "Союзконсалт"
тел:+ 7 499 769 52 25; моб.тел +7-916-1432238; afanasiev@amir.ru

Комментарии

The Times of India Business Videos

World Business News India

NIE Journal - Ваш Информационный международный партнер -

NIE Journal - официальная регистрация, Свидетельство Роскомнадзора Эл №ФС77-56670 от 26.12.13
NIE Journal - лидер по информационной поддержке деловых мероприятий,в России и за рубежом
NIE Journal оказывает услуги информационной поддержки, сопровождению событий, проектов, продуктов, компаний, первых лиц. Для запуска проекта направьте на фирменном бланке запрос на имя главного редактора.

Анонсы. Правительство РФ

Поддержка бизнеса

Календарь мероприятий