Методика поиска и найма менеджеров по продажам.
Важно
понять, какой продавец Вам нужен, чего Вы от него ждете,
и воспользоваться методом, который поможет не ошибиться
с выбором кандидата. Соискателей можно разделить
на 4 типа личности (см. таблицу ниже).
Параметры
оценки
|
«Единоличник»
|
«Формалист»
|
«Коллега»
|
«Партнер»
|
Умение преодолевать барьеры
|
100%
|
20%
|
60%
|
100%
|
Обаяние
|
70%
|
10%
|
70%
|
100%
|
Открытость
|
10%
|
10%
|
70%
|
90%
|
Отзывчивость
|
5%
|
25%
|
70%
|
90%
|
Честность
|
50%
|
70%
|
70%
|
90%
|
Обучаемость
|
70%
|
90%
|
70%
|
70%
|
Какая
работа подходит
|
Менеджер
или агент на краткосрочный проект
|
Оператор
колл-центра
|
Менеджер
по продажам
|
Ведущий
менеджер по продажам, руководитель отдела
|
Вместе зарабатывать деньги на международных проектах
В таблице ниже расскажем подробнее как подобрать кандидата под Вашу потребность по типу личности.
Потребность
|
Комментарии
|
Вам нужен сотрудник «правая рука».
|
§ В этом случае идеальным сотрудником будет «Партнер». Он предугадывает желания, как руководителя, так и клиентов.
Становится тем человеком, который сглаживает конфликты и мотивирует
коллег на достижения.
ü Плюсы кандидата:
-
Умеет очаровать, завлечь
в диалог. Часто становится для клиентов другом, они хотят с ним
советоваться.
-
Дружит с коллегами, умея
найти с ними общие темы и интересы.
-
Успешно решает сложные задачи, находя
решение, которое выгодно всем участникам сделки.
-
Максимально открыт, честен
с собой и окружающими. Думает, как его действия отразятся
на работе и репутации компании в будущем.
-
Готов признавать вину
и исправлять ситуацию, если ошибся или недоработал.
ü Минусы кандидата: Распоряжения и утверждения не принимает без аргументации,
требует пояснений. Если не согласен, то говорит об этом.
§ Как распознать в кандидате «Партнера». По внешнему виду сотрудника «Партнера» узнать сложно: он может
одеться в любой стиль и будет уверен в любой одежде.
ü Предложите
кандидату задать Вам вопросы. «Партнер» спросит,
чего Вы ждете от него, и расскажет, как работал раньше,
поделится впечатлениями, опытом. Его позиция — проактивная. С ним
хочется общаться и не хочется его отпускать.
ü Спросите, как будет
действовать в ситуации: до конца
месяца нужно распродать неликвидный товар. «Партнер» задачу выполнит, при
этом учтет интересы компании и заказчика.
ü
Спросите про хобби — он не только расскажет о себе, но и поинтересуется, что
любите Вы. Если разбирается в вопросе, что-то порекомендует,
поделится лайфхаком и т. д.
|
Вам нужен сотрудник, который будет нравиться
коллегам и умеет слушать клиентов.
|
§ Здесь надо присматриваться к кандидатам «Коллегам» - это чаще всего встречающаяся категория соискателей.
ü Плюсы кандидата «Коллеги»:
-
Открытый человек. Легко помогает,
делится опытом с сослуживцами. В ответ ждет того же.
-
Готов развиваться. Любит
учиться, но не готов посещать все курсы и тренинги без
разбора. Ищет те, которые пригодятся в работе.
-
Достигает хороших результатов
в продажах за счет личного обаяния.
-
Может внимательно выслушать
клиента и помочь решить проблему.
ü Минусы кандидата «Коллеги»:
-
Для преодоления барьеров, иногда
не хватает уровня компетенций.
-
Не связывает проблемы
со своими недоработками или недостатком знаний.
-
Нуждается в контроле
и одобрении со стороны руководителя.
§ Как распознать в кандидате «Коллегу».
ü Одевается удобно.
ü Во время интервью задает вопросы по делу.
ü Если предложите выполнить задание по неликвиду, он постарается
учесть интересы клиентов и компании, созвониться и встретиться
с кем надо. Все обсудит, но не сможет до конца
аргументировать выгоду предложения.
ü Если «Коллега» начнет рассказывать об увлечениях, то поделится
историями, которые с ними связаны.
Несмотря на то, что
иногда «Коллеге» не хватает опыта и знаний «Партнера»,
он готов развиваться. Этот кандидат — номер два после «Партнера».
|
Вам нужен сотрудник, который будет продавать все,
даже душу.
|
§ Если Вам нужен продавец, который настроен на быструю выгоду
и при этом готов напролом идти к цели, чтобы получить премию, ищите
«Единоличника». Но такой сотрудник может сильно Вас подвести.
Подумайте, настолько ли он нужен компании?
ü Плюсы кандидата «Единоличника»:
-
Не замечает препятствий
в работе, зная, что получит высокое вознаграждение.
-
С первого взгляда умеет
произвести хорошее впечатление на клиента.
-
Учиться готов, но для него
важен статус бизнес-тренера, имидж.
ü Минусы кандидата «Единоличника»:
-
Для достижения цели, использует
все средства, переступая через интересы коллег, компании и клиентов.
-
Не думает о других, тяжело
выслушивает заказчика и ему трудно понять, в чем заключается его
проблема.
-
В общении не до конца честен.
-
Если дело не выгодно лично ему,
то не станет тратить на него время.
-
Не делится переживаниями
с коллегами, не раскрывает секреты успеха. Если предложить ему
возглавить отдел или обучить новичков, то он откажется, а если
и согласится, то провалит задачу, так как не привык делиться
ничем, в том числе своим опытом.
-
Может параллельно открыть
другую компанию, наладить схемы сбыта и уйти.
§ Как распознать в кандидате
«Единоличника».
ü Одевается дорого.
ü При первой встрече шутит, делает комплименты — старается
понравиться, но обаяние идет волнами.
ü На вопросы на собеседовании и в работе отвечает
свысока, в контексте «Как Вы могли усомниться, что я это
знаю?».
ü Если станете комментировать его опыт, будет слушать невнимательно,
перебивать.
ü Увлечения «Единоличника» чаще связаны с позерством: путешествия
на яхте, мотоциклы, коллекционирование редких монет. Хобби — это
часть его имиджа. Рассказывая об увлечениях, будет хвастать.
ü Если предложите такому соискателю распродать неликвидный товар, заметите:
«Единоличник» начнет расхваливать клиенту продукт, умолчит о минусах,
но перечислит плюсы. Его задача — скорее достичь цели и получить
премию.
Совет: Если цель «Единоличника» совпадает
с Вашей — примите кандидата на работу,
но не рассчитывайте на долгосрочное сотрудничество
и лояльность к компании. Если Ваши интересы окажутся одинаковыми,
«Единоличник» будет работать, а если нет, то уйдет
из компании — не исключено, что с базой клиентов.
§ Вывод: Поэтому я предпочитаю не работать с «Единоличниками».
Делаю ставку на «Партнеров», которые показывают высокие результаты, но более
лояльны к компании, и «Коллег». У вторых показатели
в продажах ниже, но зато есть перспективы роста и развития
внутри компании.
|
· Поскольку
настоящего «Партнера» по духу найти сложно, то делайте упор на «Коллег»,
старайтесь их развивать и обучать. Таким образом, Вам удастся сформировать
успешную команду, которая принесет Вашей компании прибыль и не доставит
проблем.
·
А вот с
«Единоличниками» и «Формалистами» советуем не работать, несмотря на то, что
первые — прекрасные продавцы, а вторые — безропотные исполнители. Они опасны
для компании, потому что преследуют личные интересы и избегают ответственности.
готовых ответа на возражение "Дорого!" при продажах.
- (Если можем предложить бесплатный промо-вариант). Иван Иванович, а вообще деньги на это направление выделяете? Мы можем так поступить: сделать пилотный вариант и оценить, насколько работа с нами будет выгодна, сколько сможете заработать/сэкономить. А потом примем решение.
- (Если можем предложить цену ниже). Иван Иванович, я назвал приблизительную цену, есть разные варианты, в зависимости от комплектации/наполнения.
- (Если не можем предложить цену ниже). Дорого, по сравнению с другими, или вообще за этот товар/услугу? В нашей ситуации главный вопрос - не "Сколько это стоит", а "Сколько это принесет/Как быстро окупится". Давайте еще раз посмотрим, как быстро это окупится.